Региональная секция

You must sign in to view content.

Sign In

Sign In

Sign Up

Ретроспективизм и национальные мотивы в экспериментах современных российских дизайнеров, как поиск самоидентичности бренда российского дизайна: Развитие российского предметного и интерьерного дизайна начала XXI века

Доклад на русском языке (20 мин)
Kseniia Bandorina  

Современные проблемы российского дизайна фокусируются на поиске особенностей выразительного языка, формирования с его помощью самоидентичности российской дизайн-школы как конкурентного преимущества в системе мирового дизайна. Поиск и эксперименты в проектной деятельности ведутся в направлении обращения к мировым ретроспективным стилям и школам, а также к богатым национальным традициям, синтезу народного искусства с техническими инновациями.

Дизайн, как фактор развития: Аналитическое рассуждение

Доклад на русском языке (20 мин)
Vladimir Sanzharov  

В современном мире дизайн все чаще претендует на роль универсального инструмента для решения самых разнообразных проблем. В предлагаемом аналитическом рассуждении сделана попытка осмысления роли дизайна не только как деятельности, направленной на формирование совершенной предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека, но и как системного проектно-аналитического процесса, обеспечивающего развитие человеческого сообщества. Понятие «дизайн» употреблено здесь в своем основном значении, как «проектирование». Понятие «фактор» принято в значении «движущей силы какого-либо процесса, определяющей его характер или отдельные черты». Лингвистическая многозначность этих слов позволяет найти среди многих вариантов их значений объединяющие их смыслы, например: design (англ.) – идея, замысел и factor (лат.) – творец, делатель. Всякое развитие есть последовательный процесс возникновения замыслов и их реализации усилиями тех, кто заинтересован в этом развитии. В основе возникновения и воплощения этих замыслов лежит проектное мышление, которое предполагает получение всесторонне осмысленного результата, исключающего негативные последствия - регресс и стагнацию вместо прогресса и развития. Подобный алгоритм применим к эволюции экономики, культуры, общественных отношений и другим процессам, определяющим содержание современной цивилизации. Дизайн, как особый вид деятельности, на всем протяжении своего формирования, от протодизайна до современного состояния, играл роль инициатора, провокатора и стимулятора развития. При этом дизайн всегда эволюционировал в рамках ситуационного контекста, отвечающего конкретному историческому периоду. Дизайн суммирует в себе множество факторов, определяющих процесс развития, одним из которых является фактор эстетический. При этом, тенденция придания приоритетности эстетической, а то и художественной функции дизайна, ограничивает диапазон его влияния. Понимание комплексной сущности и эффективности методов дизайна позволяет рассматривать его как существенный фактор устойчивого развития.

Визуальные коммуникации сквозь призму российской истории: От эпохи Петра до эпохи перестройки

Доклад на русском языке (20 мин)
Eleonora Glinternik  

Начиная с ХVIII столетия, периода протодизайна, в России шло постепенное формирование нового пласта визуальной культуры и средств художественного выражения. Визуальная коммуникация сопровождала жизнь общества в виде гравированных листов, народных картинок, рекламных плакатов, воспринималась со страниц газет и журналов, стала доминировать в городском пространстве, распространялась в виде акцидентной продукции. Процесс превращения обыденной печатно-графической информации в объект профессионального проектного творчества сопровождался выявлением полифункциональной структуры визуальных коммуникаций, развитием творческой автономии и профессиональной специализации. В истории становления и развития визуально-графической коммуникации в России можно выделить несколько основных этапов, обусловленных социокультурными, экономическими и технологическими особенностями, а также художественным контекстом каждой конкретной исторической эпохи. Реальный историко-культурный контекст позволяет выявить особенности развития на всех этапах, и осмыслить как важную составляющую в истории российской художественной культуры. Сегодня мы воспринимаем развитие визуальной коммуникации в России как часть общей панорамы историко-культурного пространства ХVIII – ХХ веков. Следует оценить наследие проектной графики как достояние национальной художественной культуры, способное стать точкой опоры для развития графического дизайна на современном этапе.

Дизайн в пространстве международного сотрудничества

Доклад на русском языке (20 мин)
Natalia Bogoliubova  

В данном докладе дизайн будет рассмотрен как оригинальный пример международного сотрудничества, которое осуществляется на многостороннем и двустороннем уровнях. В качестве примера многостороннего сотрудничества автором будет представлен проект авторитетной международной организации ЮНЕСКО "Сеть творческих городов" (2004) в которую входят ГОРОДА Дизайна. Самостоятельным примером двустороннего сотрудничества могут служить проекты Института Финляндии в сфере дизайна, реализованные в Санкт-Петербурге, которые являются важной частью внешней культурной политики Финляндской Республики. Данные инициативы культурного института также будут представлены в докладе. Сегодня в международных отношениях и внешней культурной политике современных государств большое внимание уделяется формированию позитивного образа страны за рубежом, поиску универсального языка международного общения. В последнее время подобным языком и средством общения являются художественные проекты в сфере дизайна, что находит свое отражение в различных международных событиях и документах внешнеполитических ведомств. Дизайн как направление внешней культурной политики весьма актуальная тема, которая заслуживает самостоятельного внимания и по-новому раскрывает возможности, социокультурное и политическое значение дизайна. Дизайн в международном сотрудничестве является оригинальным универсальным языком, самостоятельным и весьма ярким культурным явлением, которое нуждается в международной охране и продвижении.

Digital Media

Discussion board not yet opened and is only available to registered participants.